Перед постановкой технического задания (ТЗ) на разработку заказчик должен четко понимать, какие задачи будет решать его сайт и как взаимодействовать с посетителями. На языке разработчиков это называется «собрать функциональные и бизнес-требования». В таком случае заказчик сможет точно оценить бюджет и время выполнения, а разработчику не придется переделывать свою работу.
Чтобы объяснить отличие функциональных требований от нефункциональных, приведу такое сравнение. Функциональные требования – это авто или телега, у которых есть 4 колеса, место, где сидеть, и тягловая сила (двигатель или лошадь). А нефункциональные – это кузов мерседеса, с красивыми лампочками и шильдиками. Большинство людей покупают этот значок мерседеса на капоте, но это не отменяет и того, что под капотом все должно хорошо работать.
Каждую задачу можно решить несколькими способами, важно расставить нужные акценты изначально. Например, если компания заказывает сайт и целью является подтвердить статусность, акцент при разработке будет делаться на эргономичность, фирменный стиль клиента и удобство коммуникации. Если в бизнес-требованиях стоит «получить прибыль» – в первую очередь важно будет показать заказчику возможности получения дополнительной прибыли с помощью сайта, хотя одно другому не мешает.
При сборе функциональных требований заказчик начинает понимать, как будет выглядеть его сайт, как и что будет расположено, какие процессы будут происходить. Если компания совсем небольшая, рекомендую привлечь агентство, консультанта, маркетолога на аутсорсинге на время реализации проекта (это гораздо дешевле штатного сотрудника), но не надеяться, что подрядчик сделает все. Необходимо предоставить ему полную информацию о продукте, клиентах, задачах компании.
Блог